В новой провокационной повести прекрасной и дерзкой Аси Петровой, победителя конкурса «Книгуру» (2011), автора книг «Волки на парашютах», «Кто не умер, танцуйте диско!», «Чувства, у которых болят зубы», под изысканным флёром Парижа открывается главный вопрос: можно ли ожить, если однажды умер, и можно ли продолжать любить, перестав страдать?
Знаменитый парижский художник, кот без сапог, колдун и правнук чёртовой бабушки, загадочный Гинзбур мечтает осчастливить человечество, подарив ему любовь без боли. Больше никаких ночных слёз в подушку, бесконечных терзаний, сердечных судорог — только ровное, спокойное чувство и уютные семейные вечера с пиццей у телевизора.
Осуществлять замысел ему помогают Лиза и Аполлинер — отчаянные короли мира, романтики и прагматики, то и дело нарушающие общие правила. Лиза хочет стать гению идеальной женой: петь ему серенады, печь блины и просто-напросто любить вечно. А мёртвый поэт думает, будто впервые влюбился по-настоящему — в живую девушку, рядом с которой и сам чувствует себя немного живым.
Но кажется, что счастливая любовь у каждого из героев только одна — любовь к Парижу. Вечному городу-хамелеону, ослепительно голубому в солнечную погоду, бело-серому в тумане, чёрно-серебряному по ночам, оборачивающемуся россыпями кафе, набережных и бульваров и сияющему ярким светом витрин, в котором никто и никогда не чувствует себя одиноким…
Иллюстрации к книге создала Юлия Лучкина, поклонники ее таланта есть в разных уголках нашей планеты, ее работы — в музеях и частных коллекциях. Она делает только то, что ей интересно.
__________________
ИЗБАВЛЯЮСЬ ОТ ПРОСТОТЫ. ХОРОШО, ЧТО ЖИЗНЬ СЛОЖНА, КОРОЛИ МИРА!
Четыре дня я ходила с этой книгой везде. Чтобы читать, не останавливаясь. Книгу «Короли мира» — моего собеседника и спутника – создала Ася Петрова. Извлекла из реальности, очевидности и вечности и виртуозно исполнила для нас бесконечностью собственных фантазий.
Я «пристраивала» к себе книгу в метро, в библиотеке, на кафедре, на обеденном столе, в корзине для домашних «обыденностей», на диване и стуле. Бережно помещала ее в сумку с ноутбуком и пробиралась с ней в сумятице мегаполиса. Ее альбомный разворот снаружи и внутри мерцал, искрясь, и отражал окружающую меня жизнь. Воздух, дрожащий от предчувствия весны, жемчужное небо, мокрый асфальт, освобождающуюся Неву из-подо льда, цвета неба.
Чудесным образом ее издатель Серафим и София угадал встречу автора и художника. Текст книги воплотился в экспрессивных акварельных рисунках, тонких, изящных, ироничных. Стоит ее взять в руки, положить на колени, на стол и с радостью обнаруживаешь, как книга меняет вокруг тебя время и пространство. Время начинало измерять не спешку, обиды, огорчения и тоску, а длительность желаний и чувств, свободных и независимых от сиюминутности.
Жизнь и душа главной героини книги — Лизы, поначалу прячется и таится от нас. Как подруга Кота Гинзбура. Он, с кем мы имеем удовольствие отправиться «внутрь» текста, наш проводник, парижский кот, предостерегает словами своей прабабки: «Несчастные люди (и коты) постепенно превращаются в камень».
Не насторожившись, свободная от плена символов, тайных кодов, неразгаданных метафор, вдруг, уколовшись словом «аррогантно», без сожаления, расстаюсь с простотой и упорядоченностью быстро мелькающих дней. Я «очнулась» от простоты над текстом под звуки голоса Алена Сушона. Того самого, мимо которого пробежала в самом начале книги. Очнувшись, оглянулась на страницы назад, что это было: Кот Гинзбур и Лиза говорят о любви. Они «толкнули дверь в мир» и я устремилась вслед за ними.
«Да здравствует любовь!» — воскликнул Кот. Едва успев, я схватила глазами строку: «Да здравствует любовь!» и следующую — «… в это момент огромная лепешка птичьего помета…». Закрыв книгу, побежала с Миллионной к Пушкинскому Дому через Дворцовый мост.
То, что произошло потом, окончательно уверило меня: чтение «Королей мира» — занятие вдохновенное, но…
Замерев, остановилась в «волшебной точке» Дворцового моста. Смотрела. Небо и Нева, соединенные золотой иглой Собора. Знаю нас таких. Мы ликуем, обнаруживая точку «центра» мира, откуда все вокруг озаряется и обнаруживается с невероятной полнотой, словно ты видишь все сверху. Говорят, поэтому не исчезает, не уходит в небытие прекрасное. Вот мы – короли мира! Через нас, проходят нити-струны между мирами, реальными и иными, если мы этого не почувствуем, может многое не случиться. Все верно, только надо не терять чувство самоиронии, иначе … Спускаюсь с Моста и слышу за спиной характерных шлепок, «огромная лепешка птичьего помета приземлилась…» там, где только что была восторженная «я». Над головой – шум крыльев.
Что это было? Магия текста. Я отдалась авантюре путешествия и поиска приключений в современном Париже и Париже Гийома Аполлинера. Я доверилась Коту Гинзбуру, гримуару его прабабушки, встречалась с призраком Гийома Макабра. И была вознаграждена. Легкостью, с которой узнавала стили и символы эпох в музыке, архитектуре, литературе, вслушивалась в их ритмы, узнавала их нравы. Отворачивалась от всех мерцающих экранов, желая тишины. Стремительно «гуглила» незнакомые имена, их было все больше. Мой мир расширялся. Я смеялась над собой, произнося: «знакомая, которая знает Джойса, но никогда не читала…»
Зачем мне это понадобилось? Почему наслаждаюсь пленом этой книги? Ее фантасмагорией, причудливыми видениями, призраком Аполлинера и бесчисленными репликами «из» архитектуры, литературными цитатами. Радуюсь, а не смущаюсь провокациям героев книги, нацеленным прямо на меня. Потому что … Признаюсь словами героини: «Надо успеть побыть королем». Откровенная провокация, это право и власть над миром принадлежит юности, с ее дерзостью и чувством свободы в любви, отрицании и согласии.
Но как же прекрасен истинный диалог в культуре. Его правила: «Нет никаких правил. Запомни, Лиза нет никаких правил». И ты свободен, открывать мир впервые, вспоминая, узнавая, что было там до тебя, обнаруживая, попутно, скрытое в тебе самом.
«Короли мира» — герои и читатели книги Аси Петровой – вдохновляются простой истиной для человека культуры: Париж и Петербург, они никогда не кончаются,… где каждый чувствует себя богом…, где можно почувствовать себя гражданином Вселенной, отправиться в любую страну и в любую реальность…и никогда не чувствуешь себя одиноким…
Хроника моего чтения – часы и дни вместе с книгой, которая по воле таланта и бесстрашного дара Аси Петровой дарит мне прелестную игру с собственным воображением и воспоминаниями, увлекает открытием неведомого, рождает восторг от преодоления привычки к простоте.
Желаю Вам эту книгу для души и украшения интерьера. Для будущего ваших детей. Для самоиронии и всего того, что усложняет нашу жизнь. Благодарю.
Ваш детский библиотекарь. Людмила Степанова